• Обучение в Англии Англия
  • Обучение в  Швейцарии Швейцария
  • Обучение в Германии Германия
  • Обучение во Франции Франция
  • Обучение в Канаде Канада
  • Обучение в США США
  • Чего хотят университеты Великобритании





    Личное заявление (Personal Statement)

     

    Ведущие британские университеты во многом существенно отличаются друг от друга системой отбора учащихся, принципами приема студентов на ту или иную специальность. Ранее многие из них делили абитуриентов на социальные группы, оценивая их по ряду пунктов: характеристике UCAS, раскрывающей особенности личности, информации, полученной от администрации школ, а также по итогам индивидуальных интервью и собеседований.

                За последнее десятилетие правительство Великобритании признало подобный метод отбора абитуриентов неприемлемым и настояло на том, чтобы все вузы стремились к расширению конкурса среди поступающих, выдавая каждому университету ориентировочные квоты кандидатов различных социальных классов. Более простой доступ к высшему образованию в Англии получили дети из малообеспеченных семей и семей с низким уровнем дохода.

    Эти весьма затратные и трудоемкие инициативы были положительно восприняты администрациями высших учебных заведений. На текущий момент вузы принимают представителей всех социальных слоев при условии тщательного предварительного контроля и проверок абитуриентов на добросовестность. Во внимание принимают результаты исследований, не разделяя государственные и социальные школы в части равенства возможностей. Каждый абитуриент учитывается университетом, поскольку современные системы оценки достаточно полно выявляют, что на самом деле представляет собой конкретный студент.

    Как сказано выше, в Великобритании абитуриенты разделены вузами на социальные классы. Так, классы от 4 до 7 ниже, чем категории «Долгосрочно безработные» или «Никогда не работающие граждане». Однако в Англии нет никаких причин для того, чтобы дети, относящиеся к указанным группам, не могли получить полноценное высшее образование. Представителями 4–7 классов официально признаны «самозанятые работники», «техперсонал», представители так называемых «рутинных и полурутинных профессий». Правительство Великобритании считает своей целью и долгом защитить данные социальные классы от дискриминации университетами.

    Вузы, привлекающие абитуриентов указанных социальных классов, получают эффективный PR, повышают собственный имидж и популярность на рынке образования. Между тем эти учебные заведения проводят строгий отбор в соответствии с выданными государством квотами, что представляется вполне разумным. Однако в этом аспекте существует логичная проблема: основное внимание вузов к абитуриентам низких социальных классов сосредоточено на баллах, заработанных этими детьми в школах. Но, вполне разумно, что этих баллов, как правило, недостаточно для уверенного поступления в высшее учебное заведение.  И правительство, к сожалению, пока не может кардинально изменить ситуацию в британских школах, которые показывают недостаточное качество образования в случае с трудными детьми и ребятами из малообеспеченных семей. Кроме того, абитуриентам не вполне понятны критерии, которыми пользуются вузы во время набора.

    Итак, мы задались вопросом:

     
    «По каким критериям, кроме школьных оценок, результатов тестов и выпускных экзаменов, вузы оценивают абитуриентов?».

     

    И решили выяснить это как у родителей студентов, обучающихся в вузах, так и у представителей университетов. И первые, и последние во время диалога с нами отмечали высокое значение личных заявлений и анкет поступающих. Кристофер Лоут, декан Медицинского факультета Университета Бирмингема: «Эта бумага (личное заявление — прим. авт.) действительно играет большую роль, поскольку качественно отражает недостатки абитуриента. Но если бы эти личные заявления были бы действительно личными, не было бы никаких проблем. Однако все не так просто. Мы не знаем, насколько грамотно их составляют, и как впоследствии их выбирают». В соответствии с этим, вузы, вероятно, отбирают личные заявления студентов случайно, как на викторине. Но с другой стороны, Джейк Даффин, студент — юрист из Лондонского университета рассказал нам, что абитуриент даже самого низкого социального класса (многим ниже предъявляемых вузом требований), может получить место в университете, если составит хорошее письменное личное заявление.

    Мы начали исследование, задавая представителям администраций британских вузов вопрос о значимости личных заявлений. Директор Университета Уорвика рассказал нам, что во время приема деканы факультетов читают личное заявление каждого абитуриента, составляя тем самым объективное мнение, влияющее на их дальнейшее решение. Конкурс в вузе достаточно жесток. Ежегодно университет рассматривает заявления 19 000 абитуриентов, борющихся за 1 200 мест. Таким образом, гарантировать поступление каждому желающему, разумеется, невозможно. Успешные личные заявления содержат, как правило, 75 процентов предметной информации, в тексте таких заявлений не встречаются орфографические или грамматические ошибки, они выполнены на достойном уровне в литературном отношении.

    В свою очередь, Университет Эксетера рассматривает абитуриентов, если они соответствуют требуемому уровню квалификации (GCSEs и их эквивалентов). Этот вуз старается предугадать профессиональную производительность и потенциал кандидата. В этом случае важны и личные заявления, и справки, и любые дополнительные бумаги, предоставляемые школой или колледжем и раскрывающие ценную информацию об абитуриенте. Представители комиссии Университета Эксетера принимают во внимание образовательный контекст, в котором кандидаты имеют те или иные личные достижения.

    После беседы в Эксетере объектом нашего внимания стал Университет Международной связи и управления Восточной Англии. Глава приемной комиссии вуза заявил, что с точки зрения абитуриента безусловной глупостью было бы игнорировать значение личного заявления. 

    В Оксфорде нам предоставили целый список критериев успешного абитуриента. Среди них: способность мыслить разумно и принимать самостоятельные решения; наличие самомотивации и энтузиазма в изучении интересующей темы; готовность генерировать новые идеи, принимать их, выходить за рамки учебных планов колледжа или школы.

    Для Ноттингема этот перечень таков: способность эффективно работать с предметной областью, наличие опыта работы и общения в коллективе. способность работать одному, демонстрируя при этом самомотивацию, четкое осознание качеств и навыков, необходимых для качественной работы.

    Более осторожный ответ мы получили в «Ройал Холлоуэй»: «В общих чертах ваше личное заявление должно включать ответы на ряд вопросов о том, что вас интересует в выбранной предметной области, что конкретно вас интересовало в тех предметах, которые вы изучали ранее, и что именно вы хотели бы изучить в будущем». Также нужно указать, какими личными качествами обладает абитуриент, и как эти качества соотносятся с выбранным им направлением обучения. Важно знать, каковы его планы после окончания вуза.

    Часть личного заявления — это конкретное исследование. Документ не должен иметь лишь общую информацию о предмете, но должен напоминать небольшое эссе и максимально глубоко раскрывать тему, не перебирая с личной информацией и ненужными деталями.

    Продолжая свой опрос, мы обратились к представителям Медицинского факультета колледжа Лондонского университета. Они выдвигают следующие требования к кандидатам: «Одним из ключевых критериев успеха абитуриентов медфака является доказательство того, что у них есть опыт по уходу за людьми». Они советуют абитуриентам искать добровольную работу в госпиталях, практиковать уход на дому или в больницах, развивать свою волонтерскую деятельность в школах и обращать внимание на благотворительность. И делать все это не для статистики, а эффективно и с полной самоотдачей. В данном случае вуз хочет знать, идут ли они на профессию медика, чтобы помогать людям, или им ближе собственные интересы — финансовая составляющая либо что-то еще. Показать свою заботу о людях несложно тем, у кого действительно есть это ценное и редкое качество. Но, если абитуриент не обладает им, то придется вывернуться наизнанку, чтобы поступить на Медицинский факультет. Согласитесь, вполне конкретная и обоснованная позиция.

    Столь же грамотно позиционирует себя королевский университет Белфаста. Его сотрудники отмечают, что несмотря на то, что фактические требования вузов варьируются в зависимости от характера программы для получения той или иной научной степени, во всех случаях особенно важны навыки самостоятельного исследования — они говорят о наличии самомотивации, искренней приверженности любимому делу, осознанию того, почему абитуриент выбрал то или иное направление обучения и развития карьеры.

    Наш следующий респондент — Университет Борнмута — предполагает, что, если будущий студент стремится заняться телевизионной журналистикой, то он должен продемонстрировать способность проанализировать программу обучения, составить свой план и предложения на будущее.

    В Университете Линкольна абитуриенту нужно знать архитектуру. При желании поступить он должен иметь собственное качественное портфолио, альбом с фотографиями городов, зданий и их интерьеров. Также можно предоставить записи и наблюдения со строительной площадки произвольного объекта на разных этапах его строительства. Ваша задача — показать, что вы готовы взять на себя инициативу по разработке собственного архитектурного проекта. Вы должны быть готовы к конструктивному диалогу с интервьюером — представителем вуза, с которым можно будет обсудить свои работы и интересные творческие идеи. Если вы хотите стать профессионалом, то, безусловно, обладаете способностью грамотно отразить свои стремления.

    Очевидно, университеты стремятся видеть в своих стенах студента с высоким общим уровнем развития — эрудированного учащегося, способного с энтузиазмом относиться к делу, которым ему предстоит заниматься в будущем и которое станет для него главным направлением профессиональной деятельности.



    Все статьи



    Это может быть интересно: